Label

Sandy's

Домашняя страница

ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛИ

Тормоза: Цепь: Педали: Крылья: Амортизатор: Фары: Одежда: Обувь: Каска: Очки:

Задний переключатель

Многие байкеры считают задний переключатель самым важным и ответственным элементом велосипеда. Производители велосипедов часто устанавливают задний переключатель более высокого класса, чем все остальное навесное оборудование.  Состояние заднего переключателя сильно влияет на настроение велосипедиста. Если с восьмерками на колесах и люфтом в каретке можно смириться (до определенных пределов, конечно), то  езда по с плохо отрегулированным задним переключателем превращается в кошмар, особенно на пересеченной местности или на бездорожье. Едешь себе по лесной  твердой грунтовке, и вдруг попадаешь на короткий, но неприятный участок, разбитый лесовозами. Колеса погружаются в грунт, становится тяжелее крутить педали. Манетка переключается на меньшую передачу, но цепь на большую звездочку не переходит. Вместо этого цепь отчаянно скребет по звездочкам, издавая неприятный скрежет и хруст. Кончается это обычно тем, что велосипед останавливается в самом грязном месте (например, на середине лужи), приходится с него слезать и преодолевать остаток лужи пешком. Зато, как только грязь осталась позади, а впереди опять появилась красивая лесная дорога, цепь с радостью переходит на большую звездочку, и начинаешь бешено крутить педали, чтобы ехать с приемлемой скоростью. Опять переключаешь манетку, но цепь опять не слушается. Несколько сотен метров слушаешь скрежет цепи, потом останавливаешься и руками переводишь ее на меньшую звездочку. До следующей лужи. И если рядом едет кто-то, у кого цепь перепрыгивает на требуемую звездочку в течение доли секунды, да еще и почти бесшумно, то начинает терзать нехорошая зависть...

Как показал мой опыт, класс навесного оборудования  велосипеда влияет на качество его работы, но не определяет его. Конечно, переключатель DEORE XT можно отрегулировать один раз после в начале сезона, а потом забыть про него, (не забывая, конечно, очищать от грязи), то безымянный переключатель придется регулировать чаще - почти после каждой покатушки по парку. Но бывает, что грязный и раздолбанный велосипед с DEORE XT работает хуже, чем чистая и ухоженная китайская поделка непонятно с какой навеской.

Итак, задний переключатель предназначен для того, чтобы переводить цепь с одной звездочки на другую. Он управляется устройством - манеткой, которая крепится на руле или на раме.

На отечественных многоскоростных  велосипедах (Турист, Урал) переключатели ставились без фиксации. Это значит, что при переключении передачи надо было плавно переводить манетку в другое положение, отслеживая при этом положение цепи (по звуку и усилию на педалях).

На современных спортивных велосипедах обычно устанавливают переключатели с фиксацией, манетки которых переключаются  дискретно.

Схема заднего переключателя SHIMANO XTR (RD_M952) в виде файла PDF (200 kb)
Схема заднего переключателя SHIMANO DEORE XT (RD-M750) в виде файла PDF (200 kb)
Схема заднего переключателя SHIMANO ALIVIO (RD-MC18) в виде файла PDF (168 kb)
Схема заднего переключателя SHIMANO ACERA (RD-M330) в виде файла PDF (173 kb)
Схема заднего переключателя SHIMANO TURNEY (RD-TY23) в виде файла PDF (176 kb)

Существуют также переключатели, встроенные во втулку заднего колеса, которая имеет планетарную передачу. Многие такие переключатели могут работать в полностью автоматическом режиме,  определяя нужную  передачу по усилиям на педалях. Такие устройства устанавливаются обычно на городских велосипедах.

Чтобы передачи переключались плавно, бесшумно и быстро, (на зависть другим велосипедистам) переключатель и манетка должны быть хорошо отрегулированы. Но если переключение происходит с трудом или долго, сопровождается скрежетом, не спешите хвататься за отвертку и крутить регулировочные  винты. Зачастую причиной нечеткого переключения передач является самая обычная грязь или инородные тела (веточки, хвоя), попавшие в переключатель. А задний переключатель находится в таком месте, которое постоянно подвергается воздействию грязи, песка, и прочей дряни, по которой вы катаетесь. 

Особенно критично относятся к грязи переключатели городских и шоссейных велосипедов (они в первую очередь рассчитаны на езду по дорогам с покрытием, а не по грязным грунтовкам и бездорожью) . Модели, относящиеся к горным группам, к грязи относятся более спокойно, хотя смесь песка, глины и травы в конце концов нарушит работу даже самого дорогого внедорожного или  горного велосипеда.

На плавность переключения влияет и состояние цепи. Грязная, и несмазанная цепь переключается хуже. Но иногда проблемы с переключением появляются только после чистки и смазки цепи, потому что она становится более гибкой в поперечном направлении.

В любом случае перед регулировкой заднего переключателя не помешает  очистить от грязи сам переключатель, ролики натяжителя, вытащить всякие травинки и хвоинки из кассеты, а также очистить и смазать цепь. Иногда после этого переключатель начинает работать, как новый.

Переключатель также очень легко повредить при падении, или ударив об бордюрный камень. Если регулировка не помогает, проверьте, не погнуты ли детали переключателя.

Шифтеры SRAM 7.0, 9 передач
Задний переключатель SRAM 7.0 '02-'03
Тормозные ручки SRAM 7.0 '02-'03

Масса компонентов:
шифтеры - 186 грамм без тросов
задний переключатель - 253 грамма
тормозные ручки - 147 грамм

Я до установки этих шифтеров довольно долго использовал шифтеры SRAM/Sachs Plasma вместе с задним переключателем XTR на 9 передач, а также SRAM/Sachs Centera на 8 передач. Вместе с тем, все-таки большее количество времени я использую шифтеры (Deore или Deore LX) и задние переключатели шимано (от Deore до XTR). Комплексов по поводу приемущества тех или иных шифтеров у меня нет, мне удобно использовать и шимановские рапидфайры и грипшифты.

По весу шифтеры имеют однозначное преимущество над шимано. Самые легкие шифтеры от шимано, LX, весят 240 грамм (или 216 без индикатора). Совместно с тормозными ручками SRAM 7.0 превосходство становится еще более подавляющим. Ручки весят всего 147 грамм. Задний переключатель SRAM 7.0 весит практически столько же, сколько и задний переключатель Shimano Deore XT с длинной лапкой, т.е. 253 грамма. Если учесть, что SRAM 7.0 позиционируется как аналог Deore LX, при схожей цене по весу SRAM 7.0 выигрывает 128 грамм у LX (-570) или 75 грамм у Deore XT (-750). Преимущества по весу сохраняется даже над новыми STI шифтерами XTR960 и XT760.

Шифтеры SRAM работают четко, ход одной передачи у правого (заднего) шифтера очень короткий, из-за фирменного срамовского соотношения длины троса к ходу переключателя 1:1, а не 2:1 как у шимано. Индикатор с желтым указателем на сером видно не так хорошо, как красное на черном у шимано. Четкость переключения правда обусловлена не только самими шифтерами, но и хорошей пружиной заднего переключателя SRAM 7.0, а также подводкой троса к переключателю, сильно снижающему трение в рубашках. Проблем с переключением на ненужное количество передач у меня не было, за исключением фактически одного случая, когда у меня просто выбило руль из рук и слетевшей рукой я переключил пару передач. Несмотря на то, что с первого взгляда шифтеры имеют довольно скользкий вид, на самом деле они очень хваткие и проблемы возникли у меня только на станке, когда потом заливает все и голая рука уже скользит по резинке. В перчатках проблем не было ни разу, даже в сильный дождь. На станке же грипшифты оказались удобнее шимановских рапидфайров, т.к. на руль приходится класть полотенце. Так же плюсом грипшифтов является многопозиционное переключение на переднем переключателем. Добиться отсутсвия трения цепи о рамку переключателя при использовании передач типа 3x2 или 2x9, 2x1 путем настройки переднего переключателя у меня не получается, а сделав дополнительный щелчок передним шифтером я лишаю себя счастья слышать этот звук. Замена троса в шифтерах производится настолько удобно, что смешные пластмассовые винтики от шимано кажутся крайне неудобными. При установке грипшифтов возникла проблема совместимости с тормозными ручками. Если при установке SRAM Plasma или Centera проблем с торм. ручками Deore XT не было, то тут оказалось, что до ручек Deore XT можно дотянутся только с большим трудом. Пришлось пересилить в себе страх над "хрупкой" пластмассой и купить ручки SRAM 7.0 в добавок к переключателю и шифтерам.

Как же я ошибался в их хрупкости! Оказалось, что несмотря на свою пластмассовость, ручки имеют отличную прочность. Я не раз падал так, что ручкам доставались удары (рогов у меня на руле нет), но с ними ничего не случалось (ручки же Deore XT я за пару сезонов слегка погнул обе). Сами ручки на ощупь приятнее голого металла, жесткость в работе у них отличная, я свои простые тормоза Deore после установки этих ручек не узнал, они стали работать совсем по другому, мощность торможения выросла, модуляция стала лучше. Боязнь сломать ручки прошла после первой же гонки на них. Сломать их можно, как и все остальное, но это надо делать целенаправленно. Кроме того, как и всякие приличные тормозные ручки, у ручек SRAM 7.0 есть настройки под длину пальцев, а также настройка мощности торможения.

Задний переключатель SRAM 7.0 выглядит совершенно не презентабельно, как будто он весь сделан из пластмассы. На самом деле, композитных частей у него всего две. Это подводка троса к переключателю и внутренняя половина лапки. Остальное это анодированный алюминевый сплав или сталь (стальной является втутреняя половина параллелограма). Ролики переключателя сделаны на подшипниках скольжения, но отлично от роликов шимано. Что, на мой взгляд, помогает им лучше переносить загрязнение, т.к. они лучше прикрыты снаружи от доступа внутрь грязи. Правда купить в Москве запасные ролики к SRAM невозможно, в отличие от шимано. Но это и нужно в основном тем, кто откатывает в год по 8-10 тысяч километров. Подводка троса, исключающая изгиб рубашки троса, одновременно укорачивает сам трос, рубашку и заметно снижает трение в рубашке, что очень положительно сказывается на качестве переключения, что особенно хорошо заметно на старых загрязненных рубашках и тросах. Чтобы получить такой же эффект на шимановских переключателях, необходимо установить на переключатель маленькую милую штучку от Avid под названием Rollamajig, которую у нас к сожалению нигде не продают. Регулировки переключателя полностью аналогичны шимановским: B-tension, ограничители хода с обоих сторон. Нет только регулировки троса, которая полностью переложена на шифтер. Если же сравнивать переключатель с шимано, то SRAM 7.0 оказывается настолько хорош, что сравнивать его просто не с чем. Он работает идеально. Если оценивать эти компоненты по шкале mtbr, то по всем позициям они получают 5 перцев. Как по качеству работы, так и по соотношению цена-производительность.
Alec Ananchenko

На средней или маленькой ведущих звездах и на больших задних цепь задевает за передний переключатель (металлическую пластинку). Это чем-нибудь чревато? Как регулируется?
Внимательно посмотри на всю щёчку переключателя, которая собственно и позволяет переключать скорости. Она может быть установлена не совсем правильно (строго в продольной плоскости байка), и может, например, задевать задней частью за цепь - лечится небольшим поворотом всего переключателя на подседельной трубе. А может, просто недостаточно чётко отрегулирована длина троса.
Не могу отрегулировать передний переключатель. На маленькой и большой ведущих звездах с любыми задними - все ок. На средней - не получается...
...Либо при самой большой передаче чуть трется о внутреннюю сторону, либо при самой маленькой - о внешнюю. В связи с этим вопрос: можно ли увеличить расстояние между этими двумя пластинками?

Проверь положение переключателя по вертикали. Между ним и большой звездой должен быть зазор 1,5-3 мм, не более! Если больше – то опусти переключатель чуть ниже. Если всё ОК, то настрой его так, чтобы он тёр по минимуму - навеска у тебя скорее всего недорогая, и идеальной работы от неё добиться сложно, нужно ловить компромисс. Гнуть рамку переключателя в принципе, можно, но делать это должен опытный человек, иначе велик риск сделать хуже.


Настройка переднего переключателя скачать 99кб
Настройка заднего переключателя скачать 69кб

Настройка заднего переключателя1 скачать 5,6кб

     

<< НАЗАД

НА ГЛАВНУЮ

ВПЕРЕД >>

   
Сайт создан в системе uCoz